Современный подход к обучению физике

Категория: Разное Опубликовано: 05.05.2016

Современный подход к обучению физике.Статья 5 международной научно-практической конференции. Диплом участника

В век информационных и коммуникативных технологий от современного учителя требуется новый подход к учебному процессу. Конечно, имеется огромное количество «староверов», которые вспоминают советскую школу и не воспринимают никаких инноваций. Но в те времена выпускнику не приходилось задумываться о будущем месте работы. Все были уверены, что обязательно получат работу по образованию. Сейчас же, зачастую, отличник один на один остается с реалиями современной жизни. Он не приспособлен к выживанию в конкурирующем мире. В таких ситуациях выживает сильнейший, приспособленный к жизни, более гибкий при решении проблемных задач.

Современная модернизация образования направлена на решение данной проблемы. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». С 1 сентября 2010 года в России начали действовать новые стандарты, стандарты второго поколения.

Считаю, что данные стандарты позволяют научить ребенка самостоятельно находить ответы и решения в резко расширяющемся информационном пространстве, тем самым адаптируют к реалиям современной жизни.

Современные стандарты также очень требовательны и к техническому оснащению предметных кабинетов. Для небольших сельских школ это является большой проблемой! Если по требованию федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения обязательным является наличие полного комплектов мультимедийных и интерактивных средств в каждом кабинете, то во многих сельских школах даже и нет одного комплекта на всю школу! В результате чего деревенские школьники лишены возможности образования по современным стандартам. 

Разрешить данную проблему может только учитель.  В первую очередь, считаю, что структуру урока нужно (как того требуют новые стандарты) менять и уходить от советских стандартов. После проверки домашнего задания необходимо создать проблему перед учащимися и предложить найти ответ. 

В данной ситуации очень выгодно выглядит такой предмет, как физика. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основой научно – технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Не погасить в учениках огонек интереса, развивать в них способность мыслить, обобщать, анализировать, сформировывать цельное представление об окружающем мире – вот моя задача как учителя физики. И этой задаче подчинено мое стремление строить обучение так, чтобы ученик понимал и принимал цели поставленные учителем, чтобы он был активным участником процесса. 

В своей практике я использую большое количество фокусов. Ведь практически все фокусы основаны на физических законах. Учащиеся с большим интересом пытаются найти ответ. Для этого я предоставляю весь необходимый инвентарь для осуществления фокуса. Если дети не нашли решения, то я предоставляю свой инвентарь для детального изучения. 

На мой взгляд,  наиболее оправданным является подход, который ставит ученика на уроках физики в позицию творческого исследователя физической реальности. И схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом такая: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. И тогда, окончив школу, школьник, конечно же, забудет тот или иной физический закон, но, опираясь на сформированные при изучении этого закона творческие способности, всегда сможет найти выход из сложной жизненной ситуации.

Моя задача как учителя – помочь ученику раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов. Поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли расходятся с общепринятыми.

Хотелось бы поделиться некоторыми фокусами, которые я использую на своих уроках.

Плавающая скрепка. Данный фокус используется при изучении поверхностного натяжения воды. Для реализации данного фокуса потребуется обычная скрепка (предварительно скрепку необходимо хорошо выровнять). Опуская скрепку, при помощи специально подготовленной скобы. Главное, чтобы скрепка всей своей плоскостью ровно опустилась на воду. В дополнение к данной теме целесообразно провести фокус с монетами, когда в полный стакан с водой опускаются аккуратно монеты и ученики видят, как вода не проливается, а только начинает возвышаться над краем стакана.

Пропавшая монета. Очень эффектный фокус при изучении рефракции. Перед учениками ы демонстрируете монету. Кладете монету на стол. После вы ставите банку с водой на монету и просите посмотреть сквозь воду сбоку банки. Конечно же, монету они не увидят. При изучении рефракции можно и поспорить с учениками что вы можете сломать карандаш без физического давления на него. Для этого вам необходимо опустить в банку с водой карандаш.

Антигравитация. Для опыта достаточно взять две пробирки разного диаметра. Главное, чтобы разница в диаметре составляла не больше 2 миллиметров. В большую пробирку нальем воды и вставим в нее вторую пробирку, вытесни некоторое количество воды. После мы переворачиваем обе пробирки. Меньшая пробирка с некоторым ускорением начнет втягиваться в большую пробирку. Причем вытряхнуть ее будет очень сложно.

Сбалансированная монета. При изучении сил трения эффектным оказывается следующий фокус. На вертикально сложенную углом открытку кладем монету. Конечно же, монета в таком состоянии не упадет. Мы начинаем потихоньку раздвигать половинки открытки до полного выпрямления. Но монета так и не сможет упасть!

Пропавшая вода. Для этого фокуса необходимо заранее подготовиться. Но результат этого фокуса очень поражает учеников и вызывает большие трудности с объяснением. Сначала нам необходимо изготовить полиэтиленовый пакет размером меньшим, чем книга, которая будет использоваться в опыте. Пакет необходимо склеить краем утюга. Спаиваем полностью три стороны. На четвертой, верхней стороне, оставляем небольшое отверстие недалеко от края пакета. Посредине пакета пропаиваем перегородку от верха и длиной пяти четвертой высоты пакета. Полученный пакет вклеиваем  в книгу. Необходимо сделать все аккуратно, чтобы не было видно, что в книге что-то вложено. На занятии, когда вы начинаете изучать тему о сообщающихся сосудах «случайным» образом достаете заранее подготовленную книгу. Далее быстро ее пролистав показываете, что это совершенно обычная книга. Ставите книгу на стол, слегка раздвинув обложку, и начинаете вливать в заранее подготовленный карман воду. Когда ученики видят, что вода на стол не проливается, а остается в книге, они начинаются догадываться и бурно начинают предполагать, что там вклеен пакет. На что мы не реагируем. Когда дети уже уверены, что там пакетик, то мы начинаем медленно переворачивать книгу, позволяя перелиться воде в другой отсек. Вот тут и кроется весь эффект фокуса. Учащиеся с изумлением замечают, что вода не выливается!

Практически при изучении любой темы можно подобрать необходимый фокус, чтобы создать проблемную ситуацию. Частенько приходится оставлять решить ситуацию дома. Дома ни кто не торопит, можно подключить и мам и пап.

 В конце урока, при озвучивании домашнего параграфа, целесообразно задать вопрос, для решения которого необходимо поэкспериментировать, проявить способности для поиска информации. 

Хочется предложить некоторые вопросы:

- Кипит ли вода в макаронах?

- Человек, смотря на компас, шагает все прямо и прямо, как раз в ту сторону, куда указывает темным концом магнитная стрелка. Он «идет по компасу» на север к полюсу. Но к полюсу он не придет. Назовите ту точку земного шара, куда он придет?

- Уникальный случай на днях зафиксировали ученые. Они на полу обнаружили карандаш, через который никто не смог перепрыгнуть!!! Как такое возможно?

- Как сбросить с высоты листок бумаги и пятак, чтобы они долетели до земли одновременно?

- Почему все легкоатлеты бегут по беговой дорожке против часовой стрелке?

Физика всегда считалась одним из трудных предметов: изучение каких-то явлений, заучивание названий, определений, единиц измерений физических величин, формулы, нахождение связей между явлениями и т.д. Человек, занимающийся творчеством непобедим. И образование должно пониматься многогранно, во всем своем многообразии и быть нацеленным на создании творческого потенциала всего человечества.

Развитие в ребенке эмоциональности, творческих способностей, которыми в той или иной степени наделен каждый человек, - работа очень сложная. Но я уверен, что мои ученики в своей будущей профессиональной и повседневной жизни не потерпят вокруг себя фальши, грубости, невежества. Они будут стремиться к самосовершенствованию, к тому, чтобы сделать лучше окружающий мир.

 

Современный подход к обучению физике.

Мурзин С.В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Цветниковская средняя образовательная школа, Новосибирская область, с.Цветники

В век информационных и коммуникативных технологий от современного учителя требуется новый подход к учебному процессу. Конечно, имеется огромное количество «староверов», которые вспоминают советскую школу и не воспринимают никаких инноваций. Но в те времена выпускнику не приходилось задумываться о будущем месте работы. Все были уверены, что обязательно получат работу по образованию. Сейчас же, зачастую, отличник один на один остается с реалиями современной жизни. Он не приспособлен к выживанию в конкурирующем мире. В таких ситуациях выживает сильнейший, приспособленный к жизни, более гибкий при решении проблемных задач.

Современная модернизация образования направлена на решение данной проблемы. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». С 1 сентября 2010 года в России начали действовать новые стандарты, стандарты второго поколения.

Считаю, что данные стандарты позволяют научить ребенка самостоятельно находить ответы и решения в резко расширяющемся информационном пространстве, тем самым адаптируют к реалиям современной жизни.

Современные стандарты также очень требовательны и к техническому оснащению предметных кабинетов. Для небольших сельских школ это является большой проблемой! Если по требованию федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения обязательным является наличие полного комплектов мультимедийных и интерактивных средств в каждом кабинете, то во многих сельских школах даже и нет одного комплекта на всю школу! В результате чего деревенские школьники лишены возможности образования по современным стандартам.

Разрешить данную проблему может только учитель.  В первую очередь, считаю, что структуру урока нужно (как того требуют новые стандарты) менять и уходить от советских стандартов. После проверки домашнего задания необходимо создать проблему перед учащимися и предложить найти ответ.

В данной ситуации очень выгодно выглядит такой предмет, как физика. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основой научно – технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Не погасить в учениках огонек интереса, развивать в них способность мыслить, обобщать, анализировать, сформировывать цельное представление об окружающем мире – вот моя задача как учителя физики. И этой задаче подчинено мое стремление строить обучение так, чтобы ученик понимал и принимал цели поставленные учителем, чтобы он был активным участником процесса.

В своей практике я использую большое количество фокусов. Ведь практически все фокусы основаны на физических законах. Учащиеся с большим интересом пытаются найти ответ. Для этого я предоставляю весь необходимый инвентарь для осуществления фокуса. Если дети не нашли решения, то я предоставляю свой инвентарь для детального изучения.

На мой взгляд,  наиболее оправданным является подход, который ставит ученика на уроках физики в позицию творческого исследователя физической реальности. И схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом такая: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. И тогда, окончив школу, школьник, конечно же, забудет тот или иной физический закон, но, опираясь на сформированные при изучении этого закона творческие способности, всегда сможет найти выход из сложной жизненной ситуации.

Моя задача как учителя – помочь ученику раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов. Поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли расходятся с общепринятыми.

Хотелось бы поделиться некоторыми фокусами, которые я использую на своих уроках.

Плавающая скрепка. Данный фокус используется при изучении поверхностного натяжения воды. Для реализации данного фокуса потребуется обычная скрепка (предварительно скрепку необходимо хорошо выровнять). Опуская скрепку, при помощи специально подготовленной скобы. Главное, чтобы скрепка всей своей плоскостью ровно опустилась на воду. В дополнение к данной теме целесообразно провести фокус с монетами, когда в полный стакан с водой опускаются аккуратно монеты и ученики видят, как вода не проливается, а только начинает возвышаться над краем стакана.

Пропавшая монета. Очень эффектный фокус при изучении рефракции. Перед учениками ы демонстрируете монету. Кладете монету на стол. После вы ставите банку с водой на монету и просите посмотреть сквозь воду сбоку банки. Конечно же, монету они не увидят. При изучении рефракции можно и поспорить с учениками что вы можете сломать карандаш без физического давления на него. Для этого вам необходимо опустить в банку с водой карандаш.

Антигравитация. Для опыта достаточно взять две пробирки разного диаметра. Главное, чтобы разница в диаметре составляла не больше 2 миллиметров. В большую пробирку нальем воды и вставим в нее вторую пробирку, вытесни некоторое количество воды. После мы переворачиваем обе пробирки. Меньшая пробирка с некоторым ускорением начнет втягиваться в большую пробирку. Причем вытряхнуть ее будет очень сложно.

Сбалансированная монета. При изучении сил трения эффектным оказывается следующий фокус. На вертикально сложенную углом открытку кладем монету. Конечно же, монета в таком состоянии не упадет. Мы начинаем потихоньку раздвигать половинки открытки до полного выпрямления. Но монета так и не сможет упасть!

Пропавшая вода. Для этого фокуса необходимо заранее подготовиться. Но результат этого фокуса очень поражает учеников и вызывает большие трудности с объяснением. Сначала нам необходимо изготовить полиэтиленовый пакет размером меньшим, чем книга, которая будет использоваться в опыте. Пакет необходимо склеить краем утюга. Спаиваем полностью три стороны. На четвертой, верхней стороне, оставляем небольшое отверстие недалеко от края пакета. Посредине пакета пропаиваем перегородку от верха и длиной пяти четвертой высоты пакета. Полученный пакет вклеиваем  в книгу. Необходимо сделать все аккуратно, чтобы не было видно, что в книге что-то вложено. На занятии, когда вы начинаете изучать тему о сообщающихся сосудах «случайным» образом достаете заранее подготовленную книгу. Далее быстро ее пролистав показываете, что это совершенно обычная книга. Ставите книгу на стол, слегка раздвинув обложку, и начинаете вливать в заранее подготовленный карман воду. Когда ученики видят, что вода на стол не проливается, а остается в книге, они начинаются догадываться и бурно начинают предполагать, что там вклеен пакет. На что мы не реагируем. Когда дети уже уверены, что там пакетик, то мы начинаем медленно переворачивать книгу, позволяя перелиться воде в другой отсек. Вот тут и кроется весь эффект фокуса. Учащиеся с изумлением замечают, что вода не выливается!

Практически при изучении любой темы можно подобрать необходимый фокус, чтобы создать проблемную ситуацию. Частенько приходится оставлять решить ситуацию дома. Дома ни кто не торопит, можно подключить и мам и пап.

 В конце урока, при озвучивании домашнего параграфа, целесообразно задать вопрос, для решения которого необходимо поэкспериментировать, проявить способности для поиска информации.

Хочется предложить некоторые вопросы:

- Кипит ли вода в макаронах?

- Человек, смотря на компас, шагает все прямо и прямо, как раз в ту сторону, куда указывает темным концом магнитная стрелка. Он «идет по компасу» на север к полюсу. Но к полюсу он не придет. Назовите ту точку земного шара, куда он придет?

- Уникальный случай на днях зафиксировали ученые. Они на полу обнаружили карандаш, через который никто не смог перепрыгнуть!!! Как такое возможно?

- Как сбросить с высоты листок бумаги и пятак, чтобы они долетели до земли одновременно?

- Почему все легкоатлеты бегут по беговой дорожке против часовой стрелке?

Физика всегда считалась одним из трудных предметов: изучение каких-то явлений, заучивание названий, определений, единиц измерений физических величин, формулы, нахождение связей между явлениями и т.д. Человек, занимающийся творчеством непобедим. И образование должно пониматься многогранно, во всем своем многообразии и быть нацеленным на создании творческого потенциала всего человечества.

Развитие в ребенке эмоциональности, творческих способностей, которыми в той или иной степени наделен каждый человек, - работа очень сложная. Но я уверен, что мои ученики в своей будущей профессиональной и повседневной жизни не потерпят вокруг себя фальши, грубости, невежества. Они будут стремиться к самосовершенствованию, к тому, чтобы сделать лучше окружающий мир.

Просмотров: 510

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Я буду очень рад, если на моем сайте Вы найдете для себя полезную информацию!

Все разработки, опубликованные на сайте, мои личные!

И конечно же, радости моей не будет придела, если при использовании моих разработок - Вы cделали ссылку на мой сайт www.freemsv.ru!!!

Если кому то нужна помощь, то смело пишите письма. Обещаю, никого без внимания не оставлю!

Яндекс.Метрика