ФИШБОУН, как один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся

Категория: Разное Опубликовано: 29.01.2017
Фишбоун

Выступление на педагогическом совете. Презентация: SMART Notebook

 

Начну свое выступление со слов выдающегося английского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, кстати Нобелевского лауреата в области литературы. «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». С введением ФГОС стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе. Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников. Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи.

Вы, наверное, обратили внимание, что фоновым рисунком у меня запечатлены автомобиль и рыбка? Нет, это не моё безумство творческой фантазии. А что это? Давайте перейдем к истории понятия

Фишбоун

Диаграмма «рыбьей кости» (англ. Fishbone Diagram), или «причинно-следственная» диаграмма известная также как диаграмма «анализа корневых причин»

 Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора  который предложил её в 1952 году  как дополнение к существующим методикам логического анализа и улучшения качества процессов в промышленности Японии.

Исикава является одним из разработчиков новой концепции организации производства, воплощённой на фирме «Тойота». Предложенная профессором Исикавой схема ясно показывает работу над улучшением качества производственных процессов. Она, как и большинство инструментов качества, является средством визуализации и организации знаний, который систематическим образом облегчает понимание и конечную диагностику определённой проблемы.

Думаю, сейчас Вам понятно, почему в моем коллаже использовался автомобиль Тойота.

Фишбоун

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

Схемы Фишбоун дают возможность:

-организовать работу участников в парах или группах;

-развивать критическое мышление;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

-ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Также эффективно его использовать при мозговом штурме

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете.

Можно использовать обычный ватман, цветной мел.В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста или первых занятий подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние
косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия –

Фишбоун

Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова - легко ли совершить подвиг.

Верхние косточки - герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки - мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост - каждый человек может стать героем, если он патриот. После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьева)

Фишбоун

Фишбоун

Просмотров: 241

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Я буду очень рад, если на моем сайте Вы найдете для себя полезную информацию!

Все разработки, опубликованные на сайте, мои личные!

И конечно же, радости моей не будет придела, если при использовании моих разработок - Вы cделали ссылку на мой сайт www.freemsv.ru!!!

Если кому то нужна помощь, то смело пишите письма. Обещаю, никого без внимания не оставлю!

Яндекс.Метрика